Истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-5)
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.
МиГ-15Пбис (СП-5) — истребитель-перехватчик с радиолокатором «Изумруд». Для отработки РЛС «Изумруд», сопряженной с прицелом АСП-3Н, в период с мая по сентябрь 1950 года в ОКБ был разработан проект, изготовлены рабочие чертежи и переоборудован самолет МиГ-15бис. Государственная комиссия по испытаниям станции «Изумруд» была назначена уже 4 декабря 1950 года. Заводские летные испытания проводил НИИ-17, а техническое обслуживание — ОКБ-155. Руководил испытаниями Ю. Н. Вехов, ведущим инженером был назначен А. Э. Бер, а летчиком-испытателем — В. М. Малюгин.
На этапе заводских испытаний решением Госкомиссии в период с 30 августа по 7 сентября 1951 года проведены огневые стрельбы для определения точности стрельбы при прицеливании с помощью станции «Изумруд» в условиях отсутствия видимости цели, которые показали отличные результаты. Стрельбы из двух пушек НР-23 проводились по конусу на полигоне МВО Кушалино летчиком-испытателем ГК НИИ ВВС Н. П. Захаровым. Данные испытания показали, что эффективность РЛС «Изумруд» при стрельбе по невидимой цели совпадает с эффективностью стрельбы с прицелом АСП-3Н в дневных условиях и превосходит эффективность станции «Коршун» при стрельбе в сходных условиях в 6-7 раз.
После проведения госиспытаний, которые закончились с положительными результатами в марте 1952 года, РЛС «Изумруд» была признана наиболее подходящей для применения на истребителях-перехватчиках, так как в отличие от РЛС «Торий-А» и «Коршун» обеспечивала автоматическое сопровождение цели и была более надежной. Новая станция обеспечивала обнаружение и индикацию воздушных целей в передней полусфере в пределах +60° по азимуту и от +26° до -16° по углу места на дистанциях до 12 км, что позволяло наводить самолет на цель при отсутствии оптической видимости. Кроме того, обзорный индикатор РЛС давал не только четкое представление о взаимном положении цели и истребителя, но и характер движения цели в плоскости полета. Также по показаниям индикатора можно было строить «слепой» преднамеренный маневр для выхода в положение для атаки и прицельной стрельбы под ракурсами, отличными от 0/4, и преследовать произвольно маневрирующего противника.
ЛТХ:
Модификация: МиГ-15Пбис (СП-5)
Размах крыла, м: 10,08
Длина самолета, м: 10,23
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3720
-нормальная взлетная: 5040
Топливо, л: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1
Максимальная тяга: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1020
-на высоте: 1034
Практическая дальность, км: 1200
Макс. скороподъемность, м/мин: 2800
Практический потолок, м: 15100
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 23-мм пушки НР-23.
https://www.xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/ucheba-samoljoty/615-mig-15pbis-sp-5#sigProId53d53b24e8
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-15Пбис (СП-5)».