Полбин

Иван Семенович Полбин

1905-1945 гг. 

kriliy

 

«Он был безумно храбрым человеком».

Маршал Конев И. С. о Полбине И. С.

 

«118 раз я бомбил передний край обороны противника!

118 вылетов – это 118 ураганов в сердце!

118 вулканов ненависти!

118 вылетов под вражеским огнем!

118 раз мы встречались со смертью,

но сильнее смерти наша любовь к Родине!»

И. С. Полбин

  

В мае 1967 года Оренбургскому высшему военному авиационному училищу летчиков присвоено имя прославленного воздушного бойца, выпускника училища, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина.

Родился Иван Семенович 11 февраля 1905 г. в симбирской тюрьме, где его мать, Ксения Алексеевна Полбина, находилась под арестом за «бунтарские» речи на крестьянской сходке, состоявшейся после январских кровавых событий в Петербурге.Трудное детство выпало на долю Ивана Семеновича.В семье Ивана, проживавшей в селе Ртищево-Каменка, Симбирской губернии (ныне село Полбино, Ульяновской области) было шесть едоков, а работник один – мать. Отец – Семен Полбин – рад бы помочь, да здоровья не было. Который год лежал прикованный к постели.Отец умер, когда Ивану было всего 9 лет. Пришлось молодому Ванюшке идти батрачить у кулаков. Не помирать же семье с голоду.Многие селяне в ту пору, закинув за плечи худой мешок с немудреными пожитками, подавались на заработки в город. В 1918 году ушел и четырнадцатилетний Иван Полбин. Устроился на станцию Выры, где всегда работали мужики с их села.

Однажды на станции, читая вслух красногвардейцам газету, Иван Полбин впервые увидел изображение самолета. С тех пор юношей овладела мечта о полетах.Нужда и бедность не позволили Ивану получить хорошее образование. Но парень он был хваткий, с практической смекалкой.По вечерам ходил он к учителю местной школы Константину Алексеевичу Селиванову. Там он впервые услышал о знаменитом русском авиаторе Петре Нестерове, который таранил вражеский самолет. Он был глубоко потрясен тем, что сделал этот человек.

В 1922 году Иван Полбин поступает в Карлинскую среднюю школу, а в 1926 году оканчивает 9-й класс. Там же его приняли в комсомол.Теперь вся жизнь для Полбина была подчинена одному смыслу: быть там, где нужнее, где от него польза Родине.В Карлинской школе Иван Полбин редактировал стенную газету «Голос». Только не так уж много места отводилось там школьным делам, больше – воздухоплавательным аппаратам.Многому научила его Карлинская школа. Не случайно в 1944 году, уже будучи генералом, Героем Советского Союза, он пришлет в школу письмо, в котором будут такие строчки: «Годы пребывания в Карлинской школе ярко сохранились в моей памяти и всегда вспоминаются с глубоким чувством благодарности. Я горжусь, что был учеником Карлинской школы, горжусь за вас, мои учителя».

Вскоре Полбина избрали секретарем Майнского волостного комитета комсомола.

Годы были тяжелые. Воспользовавшись трудностями с переустройством села, кулаки повели враждебную пропаганду среди населения. Устраивали поджоги, убивали активистов. Милиции не хватало. И решили тогда комсомольцы создать военизированный. Полбин пригласил вернувшихся с гражданской войны красноармейцев. Гоняли отставники комсомольцев до седьмого пота. Вот тогда и выделился Иван Полбин своей подтянутостью, ловкостью в обращении с оружием, пытливостью. Его похвалили, даже предрекали ему быть хорошим командиром.С самого начала призыва на военную службу он был твердо уверен, что его обязательно пошлют в авиацию. Из книг и журналов он почерпнул немало сведений о том, почему аппарат тяжелее воздуха способен летать, знал устройство многих систем и механизмов, установленных на самолетах. Да и здоровье есть. Крутые плечи, мужественное лицо, внимательный взгляд глубоко посаженных глаз выдавали в нем человека волевого, решительного, наделенного недюжинной силой. Но на медицинской комиссии дотошный доктор с резким, скрипучим голосом обратил внимание на то, что мизинец на левой руке Полбина не выпрямляется до конца – след травмы, полученной, когда батрачил у кулака. Врач решительно качал головой и никакие доводы на него не действовали.

В 1927 году Ивана Полбина направили в Богунский полк и зачислили на годичные курсы, готовившие командиров взводов запаса, как годного только к строевой службе. Полбин учился хорошо, старательно, с особой ответственностью относиться к изучению военного дела.Но желание стать летчиком крепло в нем с каждым днем. В короткие часы увольнения он ходил в библиотеку, читал авиационные журналы «Самолет», «Вестник Воздушного флота».В тот год он твердо решил после окончания срока службы просить райком партии направить его на учебу в летное училище.

 

Летная карьера.

Только в июле 1929 года, по ходатайству секретаря Ульяновского райкома партии, Иван Семенович Полбин был принят в Вольскую авиационную теоретическую школу, а в декабре 1930 года направлен в Оренбургскую школу летчиков для практического летного обучения.Летом, наконец, курсанты поднялись в воздух на настоящих самолетах. Правда, летели они в качестве пассажиров, за спиной инструктора. И все-таки эти первые полеты дали то, что так необходимо летчику, – возможность почувствовать небо.Но не сразу пошло у Полбина дело на учебном самолете У-1. Когда садился в кабину и мысленно представлял себе полет, все было ясно. И все вроде бы получалось у него. До посадки. А первый раз дал такого большого «козла», что думал, самолет не выдержит, развалится. И хотя не ругал инструктор, на душе было – хуже не придумаешь.Он снова и снова продумывал каждый шаг, каждый элемент. На земле имитировал все те действия, которые надо делать в небе. И, наверное, вот здесь, в летной школе, у него, будущего дважды Героя Советского Союза, рождалась способность вдумчиво анализировать каждый полет, до секунды рассчитывать каждое движение и к полетам относиться не как к повседневной, будничной работе, а как к творчеству художника, изобретателя.

При освоении в летной школе боевого самолета Р-1 стали уже проявляться незаурядные способности Ивана Полбина, его мгновенная реакция, умение молниеносно принимать правильные решения и думать о каждом полете. Не случайно, окончив школу в ноябре 1931 года, он был оставлен здесь инструктором.

Инструктор Полбин воспитывал у курсантов точность, быстроту, четкость действий. То же, что сам приобрел за долгие годы учебы и считал это первоосновой всего обучения. Притом у него не было курсантов ни хороших, ни плохих. Всех считал в одинаковой мере способными освоить азы летной науки. Но в те годы понял он и другое: одно дело учиться самому, отвечать только за себя, и совсем другое – быть в ответе за других.Когда пришел приказ несколько человек направить на освоение новой техники, фамилия Полбина была названа первой. Так он пересел на бомбардировщик. Отлично завершил программу учебы и был назначен командиром бомбардировщика.

Служить ему пришлось во многих местах. Но после его родной Волги из всех мест он больше всего полюбил Забайкалье, где с августа 1933 года он служил командиром экипажа тяжелого бомбардировщика ТБ-3, а еще через 3 года – командиром отряда. Ему, привыкшему к широким просторам, сразу же пришелся по нраву этот край.

Летом 1939 года на Халхин-Голе проходила проверку боем эскадрилья бомбардировщиков, которой командовал капитан Иван Полбин. Летать приходилось в тяжелых условиях: нехватка воды, палящее солнце, перегрев моторов. И все-таки они летали, выполняли боевые задачи, помогали дружественному монгольскому народу отстоять свою народную республику.

Каждый боевой вылет полк совершал во главе со своим командиром. Полбин учил летчиков воевать. На основе опыта первых боевых вылетов он разработал новые методы защиты строя бомбардировщиков. Теперь строй бомбардировщиков полка самостоятельно отражает все атаки вражеских истребителей и наносит им большие потери. Удары полка отличаются высокой эффективностью, но командир продолжает неустанно искать новые способы боевых действий и скоро приходит к выводу, что для точного поражения малоразмерных целей бомбардировщик должен пикировать.В этих суровых условиях еще заметнее стал проявляться талант Полбина-командира, хорошего тактика, вдумчивого бойца. Его умение водить строи бомбардировщиков и новые методы обороны строя (сомкнутый строй) позволяли с успехом отражать атаки японских истребителей.

Эскадрилья Полбина в этих боях за 19 боевых вылетов не потеряла ни одного самолета. За высокое воинское мастерство и мужество, командир эскадрильи капитан Полбин был награжден орденом Ленина.А в начале 1940 года Иван Семенович назначен командиром бомбардировочного полка и начал готовится в академию, куда поступить так и не успел. Великая Отечественная война застала Ивана Семеновича в Чите.

 

Великая Отечественная война.

15 июля 1941 года 150-й скоростной бомбардировочный авиаполк под командованием Полбина закончил перебазирование из глубокого тыла на один из прифронтовых аэродромов Западного фронта. Гитлеровские войска рвались к Москве. С этого дня почти ежедневно летчики полка совершали по 2-3 боевых вылета в сутки. На самые ответственные задания майор Полбин сам вылетал во главе полка.

Однажды фронтовая газета сообщила, что две группы скоростных бомбардировщиков под командованием майора Полбина на бреющем полете внезапно обрушились на вражеские войска. Застигнутые врасплох фашисты, бросая оружие, в панике разбежались. Бомбами и пулеметным огнем бомбардировщиков было уничтожено несколько батарей противника на огневых позициях, колонна артиллерии на марше, обстреляны и разогнаны скопления пехоты. Летчики уничтожили десятки легковых и грузовых машин.

А вскоре после этого вылета на аэродром пришла телеграмма, в которой пехотинцы горячо благодарили летчиков за успешную работу. «Ваши бомбы метко разили врага, – писали они, – прямым попаданием в легковую автомашину убит фашистский генерал».

К концу 1941 года на боевом счету Полбина было 3 500 убитых фашистских солдат и офицеров, 160 танков, 370 машин, три дивизиона артиллерии, 18 вражеских самолетов, причем 12 из них уничтожены в воздухе. Орден Красного Знамени был заслуженной наградой Родины отважному советскому летчику.

Летом 1942 года авиаполк под командованием Полбина действует под Воронежем и под Сталинградом. Летчики наносят сокрушительные удары пo железнодорожным составам, танковым колоннам, аэродромам противника. В августе 1942 года колонна пикирующих бомбардировщиков, которую возглавлял Полбин, атаковала фашистский аэродром в Миллерово, где было сконцентрировано около двухсот самолетов. Метким ударом пикировщики уничтожили десятки самолетов с черными крестами на крыльях.

В районе железнодорожной станции Морозовская располагался крупный склад горючего, который особенно тщательно охранялся гитлеровцами. Его надо было взорвать. Командир дивизии предложил Полбину тщательно разработать операцию. Иван Семенович предложил бомбить бензосклад двумя самолетами. «Больше вероятности прорваться, да и противник не догадается».

Один из бомбардировщиков пилотировал сам Иван Семенович. Задание летчики выполнили успешно. От прямого попадания бомб склад окутался густым черным дымом, сквозь который вверх пробивались огромные языки пламени. Сотни тонн горючего, так необходимого гитлеровцам для танков, автомашин, самолетов, были уничтожены.За выполнение особо важного задания командиру 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Сталинградский фронт) подполковнику Полбину Ивану Семеновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В сентябре 1942 года полковник Полбин был отозван в Москву в штаб Военно-Воздушных Сил Красной Армии и назначен на должность начальника отдела бомбардировочной авиации, а с декабря 1942 – на должность первого заместителя начальника инспекции ВВС РККА по штурмовой и бомбардировочной авиации.Но через три месяца он снова попросился на фронт. «Оторвать меня от самолета — это непостижимое дело», — писал он жене.

В феврале 1943 года полковник Полбин командует 301-й бомбовой авиационной дивизией на Брянском фронте, а в марте 1943-го он принял 1-й бомбардировочный авиационный корпус на Воронежском фронте.

Полбин был человек редкого военного дарования, исключительной смелости. Спокойный, уравновешенный, с хитринкой в умных голубых глазах, он никогда не бравировал своей храбростью, вел себя в бою так, будто ходил на полигон бомбить учебные цели.Крепкий, широкоплечий, он смотрел на собеседника ясными, проницательными глазами, в которых нельзя было не заметить огромную волю. Иван Семенович никогда не суетился, в любой обстановке сохранял присутствие духа, и эта черта командира, пожалуй, больше всего импонировала людям, встречавшимся каждый день с опасностью. Подчиненные любили его, видели в нем пример для подражания, и каждое его слово воспринималось беспрекословно.

Летом 1943 года в разгар Курской битвы группа Пе-2 должна была нанести удар по наступающим танкам и живой силе противника. На подлете к цели, советские пикировщики были атакованы фашистскими истребителями. Завязался напряженный воздушный бой, в ходе которого Пе-2 смогли сбить шесть «мессеров». Два вражеских истребителя сбил лично Полбин.

В сентябре 1943 года, отступая под ударами наших войск, немецко-фашистские захватчики стремились переправить через Днепр крупные силы войск, военную технику, награбленные ценности. Основной поток отходящих войск противника направлялся через два моста под Днепропетровском. Над мостами усиленно патрулировали истребители, подходы к мостам прикрывались многочисленными батареями зенитной артиллерии. Командование дало задание авиадивизии полковника Полбина уничтожить оба моста. Иван Семенович тщательно разработал план операции, подготовил две девятки Пе-2. Совместно с летчиками и штурманами он изучил район будущих действий, разработал варианты атак целей, провел показательный полет.

Ранним утром обе девятки Пе-2 взлетели с аэродрома подскока и, имея прикрытие из истребителей Ла-5, направились к цели. Зайдя со стороны солнца, внезапно с высоты 3 000 метров Пе-2 в крутом пикировании устремились на мосты. Удар оказался настолько внезапным, что фашистские зенитчики открыли огонь только тогда, когда бомбардировщики, сбросив бомбы, стали уходить от цели. После дешифрирования фотоснимков было установлено несколько прямых попаданий в мосты. Один мост был разрушен, другой серьезно поврежден.

Через несколько дней дивизия провела операцию по разрушению мостов у Кременчуга. Первым ударом был разрушен шоссейный мост, вторым – железнодорожный. Фашистское командование с трудом переправило через Днепр живую силу и, вынуждено было оставить на левом берегу реки множество техники и эшелонов.

В октябре соединению Полбина поставили не менее сложную задачу, для выполнения которой отправилась группа из 17 Пе-2. Ведущим в строю был генерал-майор Полбин. Бомбардировщики направились к железнодорожной станции, на которой скопилось большое количество эшелонов врага. Над целью строй наших машин был встречен исступленным огнем немецких зениток, разрывы снарядов стояли в небе сплошной стеной. Невзирая на вражеский огонь, группа пикирующих бомбардировщиков в четко выдержанном строю встала на боевой курс. Сброшенная серия бомб прицельно легла на железнодорожные пути. Взметнулись вверх черные облака разрывов. На станции загорелись два эшелона, был взорван склад с боеприпасами, разрушены несколько зданий, уничтожено много автомашин.Рядом с первой станцией находилась вторая. На путях этой станции Иван Семенович заметил много составов с войсками, техникой, горючим и боеприпасами. Строй бомбардировщиков Пе-2 во главе со своим командиром атаковал с пикирования вторую станцию. Когда Пе-2 точно сбросили оставшийся груз бомб, на станционных путях возникли пожары, начали взрываться вагоны с боеприпасами. На аэрофотоснимке результатов бомбардировки станции были хорошо видны горящие составы, очаги взрывов и белые трассы от разлетающихся во все стороны артиллерийских снарядов. Боевую задачу подразделение выполнило на «отлично». Бомбардировщики Пе-2 развернулись на свой аэродром. Однако летчики не думали, что спустя 10 минут им предстоит беспрецедентный в мировой истории авиации воздушный бой против 18 вражеских бомбардировщиков.

Вот как вспоминал об этом сам Иван Семенович:

«После того как мы закончили со второй станцией, я отвернул от цели в направлении своего маршрута и спустя несколько минут заметил на нашей высоте колонну из 18 пикировщиков Ju-87. Мы оказались над фашистским аэродромом. Внизу выруливала на старт вторая группа Ju-87. Я не мог себе позволить упустить возможности нанести удар по фашистам. Подаю команду: «Внимание! За мной в атаку!» – и резким разворотом в сторону самолетов противника, увеличивая скорость, иду на сближение. Мгновенно сокращается дистанция между группами Пе-2 и Ju-87. Обнаружив преследование, противник, нарушая боевой порядок, пытается малыми группами уйти с разворотом. Однако было уже поздно. Я даю первую очередь с расстояния 80 м. «Юнкерс» вспыхивает и камнем летит вниз. Это вдохновило меня и моих подчиненных. В это момент часть машин моей группы штурмовала аэродром и подожгла 2 немецких бомбардировщика. Практически одновременно в результате удачных атак сбили по «юнкерсу» гвардии лейтенант Плотников и стрелок-радист Серебрянский. Группа вражеских бомбардировщиков, находящаяся в воздухе, под воздействием наших атак потеряла управление и в панике сбросила бомбы вблизи своего аэродрома. Машины противника, пытающиеся взлетать, атаковывались «пешками». По итогам боя подразделение моих бомбардировщиков уничтожило 6 самолетов Ju-87, а также сорвало запланированный гитлеровцами вылет на бомбометание по нашим войскам».

– Надо бить врага везде, – говорил Полбин после приземления, – использовать для этого каждую возможность.

В самой сложной боевой обстановке Полбин действовал смело, решительно, хладнокровно, спокойно. Бой был его стихией. Иван Семенович прекрасно пилотировал Пе-2, хорошо знал его возможности, стремился взять от самолета все, на что тот рассчитан. Некоторые летчики считали Пе-2 недостаточно маневренным. Полбин на практике в бою показывал им высокие летные качества бомбардировщика. После ряда успешных боев Пе-2 с истребителями противника Иван Семенович занялся тщательной разработкой и расчетами выполнения на бомбардировщике сложных пилотажных фигур. Все это приходилось делать в промежутках между боевыми вылетами.

В боях за Советскую Родину летчики-гвардейцы соединения Ивана Семеновича Полбина показали немало примеров мужества, героизма и отваги. В боевых заслугах гвардейцев огромная роль принадлежит их прославленному командиру.

Гвардейское соединение Полбина принимало участие в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманской, Ясско-Кишиневской, Львовской, Сандомирской наступательных операциях и других сражениях, сыгравших, решающую роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков.

В 1944 году авиакорпус, которым командовал Полбин, принимал участие во Львовско-Сандомирской операции в составе 1-го Украинского фронта. В один из ответственных моментов сражения противник готовился в районе Зборова нанести сильный контрудар по наступающим частям Красной Армии. Против танков фашистов была брошена бомбардировочная авиация. Несколько часов подряд продолжались беспрерывные атаки с воздуха. Замысел гитлеровцев был сорван.

Интересны в этом отношении показания пленного офицера 1-й танковой дивизии, которые приводятся в воспоминаниях генерал-майора авиации в отставке Ф. И. Качева, бывшего начальника штаба 6-го гвардейского авиакорпуса. «15 июля между 14 и 15 часами после второго массированного удара бомбардировщиков 1-я танковая дивизия потеряла приблизительно 75 процентов техники. До 60 танков сгорело в лесу, еще не сделав ни одного выстрела с того момента, как они вышли с завода. 113-й мотополк, приданный дивизии, разбит. От него осталось 60 человек, которые были сведены в одну роту».

Пикирующие бомбардировщики И. С. Полбина громили танковые колонны под Смоленском и Ржевом, под Москвой и Сталинградом, под Миллеровом и Харьковом, под Белгородом и Курском. И когда в сомкнутом боевом строю над линией фронта одна за другой проносились эскадрильи бомбардировщиков, которыми командовал Иван Семенович Полбин, бойцы-пехотинцы с чувством гордости и уважения говорили: «В воздухе гвардейцы Полбина!»

Генерал-майор авиации Полбин являлся не только храбрым и талантливым летчиком, в совершенстве владеющим техникой пилотирования самолета Пе-2, он воспитывал и обучал своих подчиненных на передовом опыте боевых действий и передавал свои знания другим.Воспитанные Полбиным молодые летчики шли на самые рискованные операции, проявляя при этом незаурядное мужество, выдержку и хладнокровие. Двадцатидвухлетний Демченков в одиночном бою сбил немецкий дальний бомбардировщик. Летчик Пинский, спасая жизнь своего боевого друга лейтенанта Косова, привел горящий самолет на свой аэродром. Командир звена старший лейтенант Островский, раненный осколком зенитного снаряда, продолжал вести самолет на цель… Это далеко не полный список летчиков-комсомольцев, которые учились у него, Полбина, воевать, защищать Родину. Многим из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

Иван Семенович был талантливым командиром-новатором, способным и заботливым воспитателем подчиненных. В каждом боевом вылете он совершенствовал известные тактические приемы, отрабатывал и проверял новые способы боевых действий. Полбин считался непревзойденным мастером пикирующих бомбовых ударов. Именно он был автором знаменитой «вертушки» в советских ВВС. Этот прием получил всеобщее признание у летчиков-пикировщиков и стал одним из наиболее эффективных методов боевого применения. Его суть в том, что над целью пикирующие бомбардировщики создадут замкнутый круг и по очереди один за другим пикируют на цель. После выхода из пикирования самолеты набирают высоту и вновь атакуют. Использование «вертушки» позволяет увеличить время воздействия на цель, а также повысить точность бомбометания и защитить самолёты от атак истребителей противника.

Иван Семенович первым применил метод группового бомбометания с пикирования, позволявший точно поражать на поле боя малоразмерные цели. Впервые при штурмовке наземных целей стали применяться передние и люковые пулеметы.

Опытный боевой летчик, командир, обремененный большими заботами, находил время в перерывах между вылетами за грубо сколоченным столом, а то и просто на планшете писать о том, что считал необходимым донести до всех авиаторов: как лучше бомбить, как добывать победу в бою. Из-под пера И. С. Полбина в годы войны вышло немало статей, опубликованных в различных журналах, в которых он не просто делится опытом, а научно обосновывал значение нового метода бомбометания в современной войне, давал практические рекомендации молодым летчикам по действию в воздухе.

Близился закат немецко-фашистской Германии. Советские войска, прорвав 7 февраля 1945 г. оборону гитлеровцев в районе крепости Бреслау (ныне город Вроцлав, Польша), форсировали Одер и обошли этот крупный оборонительный пункт с юга. 22-тысячная группировка немцев была окружена.Фашисты продолжали отчаянное сопротивление, и полбинцам предстояло бомбить войска противника в районе Бреслау, поддерживая войска 1-го Украинского фронта.Понимая всю необходимость в поддержке пехоты с воздуха, генерал Полбин решил лично вести своих крылатых питомцев на боевое задание. Перед вылетом он был бодр, весел.В назначенный час мощная колонна Пе-2 появилась над Бреслау. За рекой Одер начинался лесной массив. Часть его уже находилась в руках наших войск. Ведущий повел колонну самолетов на десять градусов левее и подал команду к перестроению. Вытянувшись в строй «пеленг», Пе-2 прошли над южной окраиной Бреслау, занятой советскими войсками, и сразу же наткнулись на плотный заградительный огонь вражеских зенитных батарей.Лавируя между разрывами снарядов, генерал Полбин вывел колонну на цель. Внизу показалось большое скопление танков и автомашин. Ведущий первым ввел самолет в пике. Черные коробки танков и автомашин неслись навстречу, увеличиваясь в размерах.

Бомбы сброшены! – доложил штурман.

Взрыв! Второй... Третий! Самолет, будто лодка на гребне волны, плавно выходил из пикирования. Земля, опрокидываясь, медленно уплывала вниз. За стеклами фонаря пилотской кабины снова заголубело небо. И вдруг машину со страшной силой тряхнуло, и в кабину с грохотом ворвался едкий, удушливый запах серы. Стало темно и нечем дышать...

Товарищ генерал! Иван Семенович! – закричал правый ведомый Полбииа лейтенант Белаш.

Раньше молодой летчик обычно оказывался в верхнем этаже Полбинской «вертушки». На этот раз командир корпуса включил его в состав своего флагманского звена, и теперь он шел за ведущим. При выходе из пике летчик Белаш первым увидел, как вздрогнул и на мгновение замер окутанный дымом самолет генерала и как потом он стремительно понесся к земле.В эти секунды летчику показалось, что у него остановилось сердце. Странная тишина оглушила его. Он не слышал ни свиста ветра за стеклами кабины, ни гула моторов своего самолета. Видел только, как горящая машина уносила любимого командира все дальше и дальше в бездонную пропасть...

Товарищ командир! Иван Семенович! – продолжал кричать Белаш, сознавая, что бессилен чем-либо помочь генералу.

Только бы город пролетел, только бы не врезался в крышу, – лелеял он в душе последнюю надежду.И самолет генерала вдруг выровнялся, взмыл и понесся над безжизненными развалинами сгоревших домов на восток, к Одеру.

Туда, скорее туда, – мысленно напутствовал его молодой летчик.Там ровная площадка на берегу, там близко свои...Белаш догнал самолет генерала, летел выше и следил за ним. Он видел, как «Пе-2», оставляя позади две черные борозды дыма, несся над городом. Летчик готов был даже считать дома, которые осталось пролететь, умолял, требовал – скорее!..

Впереди открылась круглая, как блюдце, площадь. На ней, у стены многоэтажного дома, стояло несколько зенитных орудий.Языки пламени вдруг охватили левый мотор, и самолет, свалившись на крыло, пошел вниз. Скользнув по асфальту, он врезался в фундамент дома. Грянул взрыв. Над площадью высоко в небо взметнулось облако дыма и пыли.11 февраля 1945 г. генерал Полбин, совершая 157-й боевой вылет, погиб. Герою в день смерти исполнилось 40 лет... Всего несколько недель он не дожил до Победы. Его летчики, с гордостью называвшие себя полбинцами, понесли дальше славу своего командира.

6 апреля 1945 г. генерал-майор авиации И. С. Полбин посмертно был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин писал жене Полбина Марии Николаевне:

«Посылаю Вам грамоту Верховного Совета СССР о награждении Вашего мужа второй медалью «Золотая Звезда» для хранения как память о муже дважды Герое, подвиги которого никогда не забудутся нашим народом».

Родина не забыла славного героя-летчика.В декабре 1945 г. на площади села Ртищево-Каменка (ныне Полбино) в честь отважного летчика воздвигнут обелиск.В 1958 г. приказом Министра обороны СССР дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. С. Полбин зачислен навечно в списки первой эскадрильи гвардейского бомбардировочного авиационного полка.

У входа в здание Оренбургского ВВАУЛ, носящего имя славного генерала, на мраморном постаменте установлен бюст советского летчика-героя, талантливого военачальника, беспредельно преданного советскому народу, отдавшего жизнь в боях за свободу и независимость любимой социалистической Родины.

В настоящее время имя Героя носит его родное село, где открыт памятник в честь прославленного летчика.

Его имя присвоено Карлинской школе Майнского района, Московской школе с углубленным изучением английского языка № 1256, Оренбургскому высшему военному авиационному училищу летчиков.

О жизни и борьбе Героя рассказывают экспозиции областного краеведческого музея, зала Великой Отечественной войны Ульяновского филиала Центрального музея, а также музея И. С. Полбина 46-й школы Железнодорожного района города Ульяновска и музея 846-й школы города Москвы, расположенной на улице Полбина.

Бюсты установлены на родине героя-летчика, в городах Ульяновск и Оренбург. Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вольске, Донецке, Вроцлаве.

 


 

 

Использована информация с сайтов:

http://nozdr.ru/militera/h/kopylov/index.html

http://www.oboznik.ru/?p=12024

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=346