Полет

Полоска короткая с крылышками

 

Ах, этот день двенадцатый апреля,  

Как он пронесся                               

по людским сердцам!                       

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.      

                                                

                            А. Твардовский

 

После объявления минутной готовности перед стартом голос Королева все же дрогнул, а Гагарин перед полной неизвестностью и коварством космической бездны улыбнулся самой обаятельной земной улыбкой, зная, что вернуться из полета к звездам можно либо на колеснице славы, либо превратиться в летающий в этой бездне саркофаг. Ведь запущенный накануне его полета на ту же орбиту корабль - сгорел. Дворняги Пчелка и Мушка не вернулись. Земля впервые отпускала к звездам своего сына, а он вдруг сказал такое простое, земное слово, которому суждено было стать знаменитым: «Поехали!»

12 апреля 1961 г. в 09 ч. 07 мин. по московскому времени начался космический век. Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчетной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не пытался бы самостоятельно управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы снять блокировку.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10 ч. 55 мин. на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса.

В конце полета тормозная двигательная установка проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат, наконец, отделился от приборно-двигательного отсека.

Спуск происходил с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 000° C), по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.

На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки: Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Ему помогла хорошая предполетная подготовка – управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

В 10 ч. 48 мин. радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.

В Пицунде, где Хрущев и Микоян работали над материалами к XXII съезду партии, раздался телефонный звонок, которого они с нетерпением ждали. С Байконура звонил Сергей Павлович Королев. Он кричал в телефонную трубку осипшим от усталости и волнения голосом так громко, что трубка прыгала в руке Хрущева, и всем в комнате было слышно: «Парашют раскрылся, идет на приземление! Корабль, кажется, в порядке!» Хрущев все время переспрашивал и тоже кричал: «Жив? Подает сигналы? Жив? Жив?». Этот страх был объясним: ведь все происходило впервые в истории человечества.

Ввиду обеспечения секретности первого полета человека в космос, сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил все, что делал при реальном запуске.

Перед полетом правительством СССР заранее было подготовлено три сообщения ТАСС о запуске человека в космос, в том числе одно «трагическое», если космонавт не вернется живым:

1 вариант – торжественный – о выходе корабля-спутника с человеком на борту на околоземную орбиту: «После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза».

2 вариант – сообщение о невыходе корабля-спутника на орбиту и его экстренном приземлении, в нем же обращение к народам и правительствам зарубежных стран с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта: «Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».

3 вариант – сообщение о трагической гибели космонавта.

Все три сообщения были запечатаны в специальные конверты под номерами: 1, 2, 3 и отправлены на радио, телевидение, и ТАСС. По команде из Кремля вскрывался лишь тот конверт, номер которого укажут из Кремля 12 апреля 1961 года, а оставшиеся конверты подлежали немедленному уничтожению.

Первый американский астронавт Эл Шепард совершит только баллистический полет продолжительностью 15 минут лишь 5 мая 1961 г., а первый американский орбитальный полет состоится только 20 февраля 1962 г., корабль «Меркурий» выведет на орбиту астронавта Джона Гленна. Нейл Армстронг, ступивший первым на Луну, на приеме в Звездном скажет (по-русски): «Все мы побывали в космосе, входя через ту дверь, которую открыл Гагарин».

На первой гагаринской фотографии после приземления было измученное лицо, усталые глаза. 108 минут – не один миг. Космос давил, расплющивал человеческое тело, не впускал его в свое великое безмолвие, но изумленные очи человека на угольно-черном небе Вселенной рассмотрели и яростный диск солнца, и сказочную радугу цветов, что окружала Землю.

Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос — медаль «За освоение целинных земель».

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущеву и Брежневу о выполнении полета.

После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся.

После этого Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. Вечером накрыли стол и отпраздновали удачный полет Гагарина в космос.