Путь в небо

Полоска короткая с крылышками

   

Еще во время учебы в Саратовском техникуме Юра стал слушателем отделения пилотов Аткарского учебного центра Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Но занятия в нем прекратились в январе 1953 г.

После второго курса техникума Юрий пытался поступить в Краснокутское училище гражданского воздушного флота. Но туда принимались юноши со средним образованием, а в то время этого образования у Юры еще не было.

И только 26 октября 1954 г. Юрий Гагарин был зачислен курсантом на отделение пилотов Саратовского аэроклуба ДОСААФ и был распределен во второе звено, под командованием боевого летчика, Героя Советского Союза Сергея Ивановича Сафонова, в группу инструктора-летчика Дмитрия Павловича Мартьянова.

29 июня 1955 г., в предоставленный ему месячный отпуск, Гагарин защитил с отличием диплом в Саратовском техникуме и получил специальность техника-технолога литейного производства, мастера производственного обучения.

Свой первый вылет на самолете Гагарин совершил в конце июля. О первом самостоятельном полете Юрия Гагарина было написано даже в заметке на странице праздничного номера газеты «Заря Молодежи», посвященного Дню Воздушного флота, который вышел 3 августа 1955 г.

Там же, в аэроклубе, Гагарин совершил свой первый прыжок с парашютом.

27 сентября 1955 г. Гагарин завершил обучение в Саратовском аэроклубе. Всего на самолете Як-18 он выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 мин. Успешное окончание обучения в аэроклубе позволило Гагарину обратиться в военкомат с просьбой призвать его в армию и получить направление в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков. 

17 октября 1955 г. Гагарин призван в Советскую Армию, а 27 октября, без экзаменов (в связи с отличным окончанием техникума), он зачислен курсантом 1-го Чкаловского ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова. Позже, став самым знаменитым человеком планеты, на вопрос: «Какие узы связывают с Оренбургом?» - ответит: «Самые прочные и славные. Там прошла юность. Окончил училище, научился неплохо летать, встретил любимую. Оренбург дал мне многое - и семью, и власть над самолетом».

Военную присягу Гагарин принял 8 января 1956 г.

Довольно многих курсантов со второго курса училища отчисляли по состоянию здоровья. А у Юрия здоровье было отменное, да и отзыв с аэроклуба хороший. Поэтому его сразу из группы первого года, как уже имевшего на тот момент летную подготовку, перевели в группу с двухгодичным сроком обучения.

В училище Юрий Гагарин становится помощником командира взвода. Став командиром, он предъявляет к своим товарищам единые требования в исполнении распорядка и дисциплины. Накануне праздника 8 марта 1957 г. Анна Тимофеевна Гагарина получила письмо из училища с благодарностью за хорошее воспитание сына.

18 августа 1957 г., в день большого праздника, посвященного 36-й годовщине училища и Дню Воздушного флота СССР, Гагарину вручается Почетная грамота ЦК ВЛКСМ. В тот же день, выступая за честь своей эскадрильи на соревнованиях, Гагарин получает еще сразу четыре грамоты за первые места: в состязаниях по гимнастике, баскетболу, волейболу, в беге на 100 метров.

И все же нелегкой была его победа над самолетом. Навсегда Юрию запомнился первый высотный полет, когда перегрузки смяли все тело, а свинцовая тяжесть ломила позвоночник и гнула шею. Секундная невесомость. Движения рук неожиданно замедлились, спинка катапультного кресла закачалась. На земле не сразу пришел в себя, не было сил снять шлемофон, сдвинуть плотно прижатые ларинги и кислородную маску.

А однажды случилось то, что снилось Гагарину еще долго.

Было осеннее ненастье, ранние сумерки и самостоятельный, без инструктора, полет по дальнему маршруту. И перед вторым разворотом самолет вдруг резко тряхнуло, нос свечой полез в небо. Юрий еле поймал ручку, сообщил на землю: «Попал в сильную тряску». Голос завибрировал, заклокотал, а земля уже слышала его испуг.

- Включайте автоматику.

Но автоматика отказала, скорость резко падала. Лишь тогда испуганно попросил:

- Дайте рекомендации.

Но земля молчала. Рекомендаций не могли давать, не зная, что стряслось с машиной, а горючее на исходе. И тогда он рванул ручку на себя…

Едва спрыгнул на землю, суровый инструктор Колосов расцеловал его, шепнув: «А не родился ли ты в рубашке?..» А лучшему другу Юре Дергунову перед отбоем все же сказал: «Теперь я знаю, как погибают летчики… Машина может подвести».

25 октября 1957 г. Гагарин с отличием окончил полный курс 1-го Чкаловского ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова по специальности «Эксплуатация и боевое использование самолетов и их оборудования». Решением Государственной квалификационной комиссии от 26 октября 1957 г. Юрию Гагарину присвоена квалификация пилота-техника.