Дальнейшая жизнь и карьера 

Полоска короткая с крылышками

 

Отказавшись от роли человека-легенды, пожинающего лавры триумфа, Гагарин рвался в небо, утверждая, что космонавт не может не летать.

В сентябре 1961 г. космонавты первого набора начали учиться в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. Приняли их в Академию без экзаменов. Это в определенной степени осложнило учебу, поскольку в процессе учебы приходилось восполнять пробелы в образовании, вызванные тем, что перед поступлением они не прошли специальной подготовки, которую вынуждены проходить все абитуриенты перед сдачей вступительных экзаменов.

Учиться было не просто, мешали постоянные отвлечения на различные мероприятия внутри страны и заграничные поездки. Кроме этого необходимо было справляться с работой в отряде космонавтов, командиром которого в 1964 г. стал Гагарин.

В этом же 1964 г. Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ (избирался на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.

Гагарин был первым космонавтом планеты и на него ложился особый груз человеческих симпатий и пристального внимания к каждому его поступку и шагу. Но он достойно выдержал это испытание. Немало усилий он прилагал и для осуществления лунных космических полетов и сам состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по летной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации летчика-истребителя.

В начале декабря 1967 г. Гагарин совершил первый после перерыва самостоятельный вылет на самолете МиГ-17.

В июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе корабля «Союз». Он был назначен дублером космонавта Комарова, который совершил первый полет на новом корабле и погиб из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив конструктор Королев, Юрий Гагарин был бы основным пилотом «Союза», поскольку Королев полет на корабле нового типа обещал именно ему.

Защита диплома Ю. А. Гагарина происходила в Звездном 17 февраля 1968 г. Защищался он вместе с Г. С. Титовым в один день. На основании итогов учебной успеваемости, выполнения и защиты дипломной работы, полковнику Гагарину Юрию Алексеевичу присвоена квалификация инженера и выдан диплом об окончании инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского с отличием.